Вера и Анфиса идут в школу

История пятая 

Бабушка Лариса Леонидовна совсем с Верой и Анфисой измучилась, пока они в детский сад не ходили. Она говорила:

– Когда я директором школы была, я отдыхала.

Ей приходилось раньше всех вставать, завтрак для малышей готовить, гулять с ними, купать их, в песочнице с ними играть.

Она продолжала:

– У меня вся жизнь была тяжёлая: то разруха, то временные трудности. А сейчас совсем тяжело стало.

Она никогда не знала, чего ждать от Веры и Анфисы. Допустим, она суп варит на молоке. А Анфиса на шкафу пол подметает. И суп у бабушки получается мусорный, а не молочный.

– А вчера вот как было. Вера взялась полы мыть, всё водой залила. Анфиса стала мамины платки примерять. Другого времени у неё не нашлось. Платки на пол побросала, они мокрые стали, в тряпки превратились. Пришлось и платки, и Веру, и Анфису стирать. А силы у меня уже не те. Я лучше на вокзал пойду грузчиком. Мешки с капустой таскать.

Мама её успокаивала:

– Ещё один день, и они в садик пойдут. Справка о здоровье у нас есть, нам надо только туфельки и передничек купить.

Наконец туфельки и передничек купили. И папа рано утром Веру с Анфисой торжественно повёл в детский сад. Вернее, это Веру повели, а Анфису в сумке понесли.

Подошли они и видят, что детский сад торжественно закрыт. И надпись висит большая-пребольшая:

ДЕТСКИЙ САД ЗАКРЫТ НА ПРОРЫВ ТРУБЫ.

Надо бы детей и зверей снова домой вести. Но тогда бабушка из дома убежит. И папа сказал сам себе:

– А возьму-ка я их с собой в школу! И я буду спокоен, и для них развлечение.

Он взял девочку за руку, Анфисе приказал в сумку залезть – и пошёл. Только чувствует, что-то сумка тяжёлая. Оказалось, что Вера в сумку влезла, а Анфиса снаружи идёт, босичком. Папа Веру наружу вытряхнул, а Анфису в сумку засунул. Так удобнее стало.

К школе и другие учителя подошли с детьми, и завхоз Антонов с внуками Антончиками. Они тоже в этот трубопрорывательный детский сад ходили. Детей очень много получилось – десять человек, целый класс. Кругом школьники очень важные ходят или носятся как угорелые. Дети прилипли к своим папам и мамам – не отлепить. А учителям же надо на уроки идти.

Тогда самая старшая учительница Серафима Андреевна сказала:

– Мы всех детей в учительскую комнату отведём. И попросим Петра Сергеевича с ними посидеть. У него уроков нет, а педагог он опытный.

И детей повели в учительскую к Петру Сергеевичу. Это был директор школы. Он был очень опытный педагог. Поэтому сразу сказал:

– Караул! Только не это!

Но родители и Серафима Андреевна стали просить:

– Пётр Сергеевич, ну пожалуйста. Всего лишь два часика!

В школе прозвенел звонок, и учителя в свои классы побежали уроки давать. Пётр Сергеевич с малышами остался. Он им сразу игрушки раздал: указки, глобус, коллекцию минералов Поволжья и ещё кое-что. Анфиса заспиртованную лягушку схватила и с ужасом стала рассматривать.

А чтобы малыши не скучали, Пётр Сергеевич начал им сказку рассказывать:

– В одном Министерстве народного образования жила-была баба Яга…

Вера сразу сказала:

– Ой, страшно!

– Пока ещё нет, – сказал директор. – Выписала она себе однажды командировку, села на метлу и полетела в один маленький городок.

Вера снова говорит:

– Ой, страшно!

– Да ничего подобного, – говорит директор. – Она не в наш город полетела, а в другой… В Ярославль… Прилетела она в одну школу, пришла в младшие классы…

– Ой, страшно! – продолжала Вера.

– Да, страшновато, – согласился директор. – И говорит: «Где у вас план внеклассной работы младшеклассников?!! Давайте его сюда, а то я вас всех съем!»

Вера тут лицо сморщила, как косточку персика, чтобы заплакать. Но директор раньше успел:

– Не плачь, девочка, никого она не съела!

– Никого?

– Никого. Все целы остались. Даже директора в этой школе не съела… До чего же вы, детсадовские, чувствительны! Если вас сказки пугают, что с вами правда жизни сделает?!

После этого Пётр Сергеевич детсадовцам книжки раздал и тетрадки. Читайте, смотрите, изучайте, рисуйте.

Анфисе очень интересная книга досталась: «План пионерской работы 6-го «А». Анфиса читала, читала… Потом ей что-то не понравилось, и она этот план съела.

Потом ей муха не понравилась. Эта муха всё в окно стукалась, хотела разбить. Анфиса схватила указку – и за ней. Муха на лампочку села, Анфиса как по мухе хвать!.. В учительской стало темно. Дети закричали, заволновались. Пётр Сергеевич понял, что пришла пора решительных действий. Он вывел детей из учительской и стал по одному ребёнку в каждый класс запихивать. В классах такая радость началась! Представляете, только учитель сказал: «Сейчас мы с вами напишем диктант», а тут ребёнка в класс запихивают.

Все девочки охают:

– Ой, какой маленький! Ой, какой перепуганненький! Мальчик, мальчик, как тебя звать?

– Маруся.

Учитель говорит:

– Маруся, Маруся, ты чья? Тебя нарочно подбросили, или ты заблудилась?

Маруся сама точно не уверена, поэтому начинает нос морщить, чтобы заплакать. Тогда учитель её на руки взял и говорит:

– Вот тебе кусочек мела, рисуй кошечку в углу. А мы будем диктант писать.

Маруся, конечно, начала карябать в углу доски. У неё вместо кошечки получилась табакерка с хвостом. А учитель начал диктовать: «Пришла осень. Все дети сидели в доме. Один кораблик плавал в холодной луже…»

– Обратите внимание, дети, на окончания слов «в доме», «в луже».

И тут Маруся как заплачет!

– Ты чего, девочка?

– Кораблик жалко.

Так и не удалось в четвёртом «В» диктант провести.

В пятом «А» география была. И пятому «А» Виталик Елисеев достался. Он не шумел, не кричал. Он очень внимательно всё слушал про вулканы. А потом спросил у учительницы Грищенковой:

– Булкан – он булки делает?

Вера и Анфиса были засунуты учителю Валентину Павловичу Встовскому на урок зоологии. Он четвероклассникам про животный мир средней полосы России рассказывал. Он говорил:

– У нас в лесах Анфисы не водятся. У нас водятся лоси, кабаны, олени. Из умных зверей встречаются бобры. Они живут у маленьких речек и умеют строить плотины и хатки.

Вера очень внимательно слушала и смотрела на картинки зверей по стенам.

Анфиса тоже очень внимательно слушала. А сама думала: «Какая красивая ручка у шкафа. Как бы её облизнуть?»

Валентин Павлович стал про домашних зверей рассказывать. Он говорил Вере:

– Вера, назови нам домашнее животное.

Вера сразу сказала:

– Слон.

Учитель ей подсказывает:

– Ну почему слон? Слон в Индии бывает домашним животным, а ты назови наше.

Вера молчит и пыхтит. Тогда Валентин Павлович стал ей подсказывать:

– Вот дома у бабушки живёт такой ласковый, с усами.

Вера сразу поняла:

– Таракан.

– Да нет, не таракан. А ласковый такой дома у бабушки живёт… с усами и хвостом.

Вера тогда всё окончательно сообразила и сказала:

– Дедушка.

Все школьники так и грохнули. Сам Валентин Павлович не удержался и сдержанно улыбнулся.

– Спасибо тебе, Вера, и тебе, Анфиса, спасибо. Вы очень оживили наш урок.

А к Вериному папе на урок арифметики два Антончика были засунуты – внуки завхоза Антонова.

Папа немедленно их в дело пустил.

– Из пункта А в пункт Б идёт пешеход. Вот ты… Как тебя зовут?

– Алёша…

– Ты, Алёша, будешь пешеход. А ему навстречу из пункта Б в пункт А едет грузовик… Как тебя зовут?

– Серёжа Антонов!

– Ты, Серёжа Антонов, будешь грузовик. Ну-ка, как ты тарахтишь?

Серёжа Антонов тарахтел прекрасно. Чуть Алёшу не задавил. Ученики мигом задачу решили. Потому что всё стало ясно: как едет грузовик, как идёт пешеход и что встретятся они не в середине пути, а около первой парты. Потому что грузовик едет быстрее в два раза.

Всё бы хорошо, но тут к школе подъехала комиссия из РОНО. Приехали люди, которые работу школы проверяют.

Подъехали, а от школы тишина идёт, как пар от утюга. Они сразу насторожились. Это были две тёти и один тихий начальник с портфелем. Одна тётя была длинная, как целых две. А другая, низкая и круглая, – как целых четыре. У неё лицо было круглое, глаза круглые и все другие части тела были как по циркулю.

Длинная тётя говорит:

– Как же это может быть, чтобы школа была такая тихая? Я за свою длинную жизнь такого не видела.

Тихий начальник предположил:

– Может быть, сейчас эпидемия гриппа происходит? И все школьники дома сидят? Вернее, лежат как один.

– Нет никакой эпидемии, – отвечает круглая тётя. – В этом году грипп вообще отменили. Я в газетах читала. Наши лучшие в мире врачи новое лекарство закупили и всем уколы сделали. Кого укололи, тот пять лет гриппом не болеет.

Тогда длинная тётя подумала: «Может быть, здесь коллективный прогул и все ребята как один в кино сбежали «Доктора Айболита» смотреть? А может быть, учителя на уроки с дубинками ходят, всех учеников запугали и дети сидят тихие как мышки?»

– Надо пойти и посмотреть, – сказал начальник. – Ясно одно: если в школе такая тишина, значит, в школе непорядок.

Вошли они в школу и в первый попавшийся класс заглянули. Смотрят, там ребята Борю Голдовского окружили и воспитывают:

– Ты почему, мальчик, такой неумытый?

– Я шоколад ел.

– Ты почему, мальчик, такой пыльный?

– Я на шкаф залезал.

– Ты почему, мальчик, такой липкий?

– Я на бутылке с клеем сидел.

– Давай, мальчик, мы тебя в порядок приведём. Умоем, причешем, курточку отчистим.

Комиссия в лице длинной тёти спрашивает:

– А почему это у вас на уроке посторонний?

Учительница в этом классе была Верина мама.

Она говорит:

– Это не посторонний. Это – учебное пособие. У нас сейчас внеклассное занятие происходит. Урок труда.

Комиссия, в этот раз в лице круглой тёти, снова спрашивает:

– Какое такое внеклассное занятие? Как оно называется?

Верина мама, Наталья Алексеевна, говорит:

– Называется оно «Уход за младшим братом».

Комиссия сразу забуксовала, затихла. А тихий начальник спрашивает:

– И что, этот урок по всей школе идёт?

– Конечно. У нас даже лозунг есть, типа призыва: «Уход за младшим братом полезен всем ребятам!»

Комиссия окончательно успокоилась. Тихо-тихо на цыпочках к директору в учительскую пришла.

В учительской тишина и благодать. Учебные пособия лежат везде, как положено. А директор сидит и ведомости на учебники заполняет.

Тихий начальник сказал:

– Мы вас поздравляем. Это вы здорово придумали с младшим братом. Мы теперь такое движение по всем школам начнём.

А длинная тётя сказала:

– С младшим братом – это всё прекрасно. А как у вас дела с внеклассной работой обстоят? Дайте мне скорее «План внеклассной работы младшеклассников».

Тут Пётр Сергеевич лицо сморщил, как косточку персика.

Продолжение

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями.