Марья-краса. Белорусская народная сказка

Жили себе в одной деревне старик со старухой. И было у них трое детей: сын и две дочери. Старик со старухой умерли. Прошло сколько-то времени, приезжают сватать старшую сестру. Сватали, пировали, жених и говорит невесте:

— Выйдем, милая моя, на крылечко.

Только она вышла с ним на крылечко, как поднялся сильный ветер, зашумел и — нет никого: унес ветер и жениха и невесту. Прошел год и другой — нет от сестры ни слуху ни духу. Потом приезжают сватать младшую сестру. Сватали, пировали, жених и говорит невесте:

— Выйдем, милая, на крылечко.

Только они вышли, как загремел гром — и не стало ни свата, ни жениха, ни невесты.

Остался брат один-одинешенек. Поскучал, поскучал и пошел странствовать по белому свету.

Шел-шел целый день, от восхода солнца до захода, никого не видал: ни птица не пролетела, ни зверь не прорыскивал. Обняла его темная ночь, и стал он искать себе ночлега. Подошел поближе, видит большой дом в лесу. Он постучался. Вышла из дому девушка:

— Что, молодец, тебе надо?

— Нельзя ли переночевать?

— Погоди, у хозяйки спрошу.

И спрашивает:

— Тут дорожный человек просится ночевать.

— Пусть ночует.

Хозяйка его встречала, как гостя принимала. Напоила, накормила, спать уложила. Утром стала спрашивать:

— Куда, молодец, идешь, куда путь держишь?

— Было у меня две сестры, сваты их сватали, а я свадьбы не видал и на свадьбе не гулял. Иду своих сестер искать, а где они, про то знать не знаю и ведать не ведаю.

— Сестер своих ты, друг, не найдешь, а лучше женись на мне, будь у меня хозяином в доме.

Вот он согласился. Сыграли свадьбу и стал Иван Крестьянский Сын жить с молодой женой.

Пожили так месяц-другой, говорит она:

— Мне надо из дому отлучиться, а ты хозяйством управляй. По всему дому ходи, гуляй, только не ходи туда, где дверь лыком завязана, грязью замазана.

Остался Иван Крестьянский Сын один. По всему дому ходил, подошел к двери, которая лыком завязана, грязью замазана, и думает: «Что это за дверь? Какой я хозяин, когда не знаю, что у меня в доме творится?»

Вот он дверь открыл и видит: старик на цепях висит.

— Кто ты такой?

— Я — поганый Кащей. Меня в цепи заковала и над огнем повесила твоя жена Марья-краса. Отпусти меня добрый молодец, я тебе пригожусь во всякое время.

— А что надо сделать?

— Принеси три ведра вина и три хлеба, потом принеси три полена дров ольховых и три полена дров осиновых.

Принес он ему три ведра вина и три хлеба, три полена дров ольховых и три полена дров осиновых.

Выпил Кащей ведро вина, съел один хлеб и стал поленьями бить по цепям. Не разбил цепей. Потом выпил другое ведро вина, съел еще один хлеб и стал бить поленьями по цепям. Цепи сбил. Выпил третье ведро вина, закусил третьим хлебом, выскочил из огня, засмеялся и говорит:

— Не видать тебе своей жены Марьи-красы вовек.

И улетел поганый Кащей.

Ждать-пождать, нет Марьи-красы.

Остался Иван Крестьянский Сын опять один-одинешенек: и сестер не видал и жену потерял!

«Пойду жену искать»,— подумал он и пошел.

Шел-шел, долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, скоро сказка сказывается — не скоро дело делается, и увидал большой дом. Подошел к дому; и навстречу Марья-краса выбежала.

— Как я тебе говорила — не ходи в ту дверь, где лыком завязано, грязью замазано. Не послушал меня, выпустил Кащея — вот теперь не жить нам с тобой вместе.

— Ну, коли я тебя нашел, Марья-краса, то и от Кащея увезу.

— Если хочешь меня увезти, поедем скорее, пока он домой не воротился.

Сели они на Кащеева коня — поехали.

Приехал Кащей домой и спрашивает:

— А где Марья-краса?

— Муж за ней приходил и увез,—отвечает челядинка.

Кинулся поганый Кащей на конюшню и спрашивает у своего трехногого коня.

— Догоним мы Марью-красу?

— Не торопись, поди ужинай да спать ложись, а утром встанешь, тогда и поедем.

Утром Кащей сел на своего трехногого коня и поскакал. Нагнал Марью-красу с Иваном и говорит:

— На этот раз тебя прощаю, Иван Крестьянский Сын, за то, что ты меня напоил, накормил, на волю отпустил, но коли ты еще раз придешь и Марью-красу увезешь — голову тебе отрублю.

И увез Марью-красу. Остался Иван Крестьянский Сын посередь пути один.

Идет и видит: медный дом стоит. Постучался он и спрашивает:

— Нельзя ли переночевать?

Впустили его. Глядит, а в доме старшая сестра живет. Поклонилась она брату в пояс:

— Ах, братец, как я рада, что ты пришел.

Напоила его, накормила и говорит:

— Надо тебя куда-нибудь спрятать, а то сейчас мой муж Солнышко воротится домой, уж ночь подходит.

И посадила его в подполье- Тем временем Солнце зашло — хозяин домой воротился.

— Что это, милая, у тебя русь-костью пахнет?

— По Руси ты ходил, вот русского духу и набрался. Раздевайся, садись ужинать.

Сидят они, ужинают, жена и говорит:

— Нынче я отдыхала и брата во сне видала.

— Знаю, знаю, брат твой женился на Марье-красе и выпустил поганого Кащея, а Кащей улетел и Марью-красу унес. Он Марью-красу разыскал и увез, а Кащей их нагнал.

— Коли ты все знаешь, так я скажу: брат мой здесь.

— А где же он?

— Вот тут, в подполье.

Солнышко топнуло ногой, и половица сломалась:

— Вылезай, друг, сюда.

Вылез Иван Крестьянский Сын из подполья, поздоровался с зятем.

Попили они, поели, погуляли, легли спать.

Наутро раненько встали. Солнышко говорит:

— Вот тебе, любезный брат, от меня подарок,— и дал ему сокола.

Иван Крестьянский Сын с сестрой и с зятем простился и отправился в путь-дорогу. Пошел искать младшую сестру.

Шел-шел и вечером пришел к серебряному дому. Тут жила младшая сестра.

Она его напоила, накормила и говорит:

— Где мне тебя скрыть-схоронить?

— Зачем, сестра, мне хорониться?—спрашивает Иван Крестьянский Сын.

— А мой муж ведь Гром. Он скоро домой придет голодный, как бы тебя не обидел. Полезай в подполье.

Поздно вечером Гром домой пришел:

— Здравствуй, жена. Что это здесь русь-костью пахнет?

— Ах, милый друг, ты по Руси летал-катался и там русского духу набрался. Садись ужинать.

Накормила его, напоила и говорит:

— А ведь брат мой здесь.

— Где он?

— Тут, в подполье.

Гром ногой топнул —доска переломилась.

— Вылезай сюда, будешь гостем.

Иван Крестьянский Сын вылез. Весь вечер они пили, ели, гуляли, потом легли спать. Утром Гром на прощанье подарил гостю собачку.

Иван Крестьянский Сын с сестрой и с зятем простился, отправился в путь-дорогу.

Пошел опять за Марьей-красой.

На коня ее посадил и поехали из Кащеева царства.

Кащей домой воротился и спрашивает:

— А где Марья-краса?

— Муж приходил и увез ее,— отвечает челядинка.

Он кинулся в конюшню, спрашивает у трехногого коня:

— Догоним мы Марью-красу?

— Поди ужинай поскорее да садись на меня,— ответил конь. Кащей поужинал, сел на трехногого коня и скоро настиг

Ивана Крестьянского Сына. Отобрал Марью-красу и говорит:

— Другой раз я тебя прощаю, а третий не попадайся. Остался Иван Крестьянский Сын один на пути, на дороге.

Ночь переночевал, наутро встал и опять в Кащеево царство пошел.

Кащея дома не было, он Кащеевых коней оседлал, и третий раз уехали с Марьей-красой из Кащеева царства.

Воротился Кащей, видит: нету Марьи-красы. Он спрашивает трехногого коня:

— Догоним беглецов?

— Поскорей садись на меня, а то уедут.

Вот он на третьего коня сел и скоро нагнал их.

— Ну, теперь пощады не жди, Иван Крестьянский Сын.

И отрубил ему голову, а Марью-красу увез.

Тут сокол полетел к Солнышку, а собака побежала к Грому.

— Нашему хозяину Кащей голову отрубил.

Солнце и Гром пришли, а у Ивана Крестьянского Сына, в черепе уж ворона гнездо свила, яиц нанесла и детей вывела. Солнце и Гром взяли воронят. Просят вороны:

— Пустите наших детей, мы что хочешь для вас сделаем.

— Достаньте живой и мертвой воды.

Полетели вороны и принесли мертвой и живой воды.

Солнце и Гром одного вороненка разорвали, мертвой водой сбрызнули — стал тот вороненок цел. Живой водой сбрызнули — полетел вороненок.

Тут они Ивановы кости собрали, сложили как надо и мертвой водой сбрызнули, кости срослись, и стало тело. Живой водой сбрызнули — он и встал.

— Ах, как крепко я спал!

— Век бы ты спал, коли бы мы тебя не оживили. Поблагодарил их Иван Крестьянский Сын, и тут они распрощались.

Иван Крестьянский Сын опять пошел в Кащеево царство. Кащея дома не было. Он говорит:

— Ты, Марья-краса, меня схорони, а когда придет поганый Кащей, спроси у него: «Где твоя душа находится?»

Она его схоронила. Приехал вечером Кащей, говорит ему Марья-краса:

— Я тут без тебя все думала,’ думала и надумала выйти за тебя замуж. Мужа у меня теперь нет, куда мне идти. Только ты мне скажи: где твоя душа находится?

— Моя душа далеко: есть в море остров, на острове дуб, в том дубу дупло, в дупле заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в том яйце и моя душа.

— Боюсь, я, как бы кто про это не узнал да твою душу не достал,— сказала Марья-краса.

— Не бойся, Марья-краса,— кроме меня, туда никто не доедет.— Чтобы туда попасть, надо у Бабы-Яги коня достать такого же, как у меня, а она никому коня не даст.

На другой день уехал Кащей, а Марья-краса рассказала мужу, как Кащееву смерть достать, и напекла ему подорожничков.

Пошел Иван Крестьянский Сын в путь-дорогу. Шел день, другой и третий. Подорожнички все съел, притомился, сел отдохнуть. И напала на него такая туча мух, что глаз открыть нельзя. Стал от них отбиваться и ухватил большую муху с золотыми крыльями. Это была царица над мухами. Говорит она:

— Отпусти меня на волю, я тебе пригожусь.

Отпустил ее Иван Крестьянский Сын. Посидел, отдохнул и пошел дальше. Шел, шел, отощал совсем, вышел на морской берег:

— Дай хоть раков наловлю, поем.

И стал ловить раков. Вдруг ползет рак-царь:

— Отпусти, молодец, моих детей, я тебе за это службу сослужу.

Отпустил раков, пошел в лес и нашел воробьиное гнездо.

— Ну, хоть воробьиных птенцов съем.

А в это время летит старый воробей:

— Не трогай, молодец, моих детей, я тебе за это добром отплачу.

Делать нечего, отпустил он воробьиных детей, а сам от усталости да от голоду еле ноги волочит.

Добрый молодец еще в пути, а солнце уже на закате.

Вдруг он увидал избушку на курьих ножках, зашел он в хату, а там Баба-Яга:

— Здравствуй, здравствуй, Иван Крестьянский Сын, слыхом про тебя слыхала, а теперь привелось глазами поглядеть. Зачем пришел ко мне?

— Пришел просить у тебя коня.

— Можешь выслужить себе коня, только сослужи мне три службы.

Баба-Яга печку затопила, ужин сварила, на стол подала:

— Садись поужинай да слушай меня: упасешь моих кобылиц два дня да сослужишь третью службу — любого коня бери, а кет — голову твою на кол насажу: еще есть один кол без покрышки, как раз для твоей головы место осталось…

После ужина уложила Ивана Крестьянского Сына спать, а сама погнала кобылиц в стойло.

Там кобылиц железными прутьями сечет да приговаривает:

— Погонит вас завтра в поле Иван Крестьянский Сын, я ему сонного зелья в хлеб запеку, как поест он того хлеба да уснет крепко, вы не зевайте, разбегайтесь в разные стороны и так ухоронитесь, чтобы вас он вовек не нашел.

На другой день погнал Иван Крестьянский Сын кобылиц в поле. Час-другой попас, хлеба кусочек съел и задремал. Привалился на траву и уснул крепким, непробудным сном.

Кобылицы разбежались в разные стороны и в такие места схоронились, что ни пройти, ни проехать.

День на вечере, солнышко на закате, проснулся Иван Крестьянский Сын, оглянулся — нет нигде кобылиц. Походил, поискал, не нашел ни одной, сел на камень и горько заплакал:

— Эх, если бы мухи сюда прилетели да кобылиц из кустов ко мне выгнали.

И не успел он сказать, как откуда ни возьмись летят мухи, будто темная туча надвигается. Подлетела к нему муха-царица с золотыми крыльями.

— Стой тут, добрый молодец, а кобылицы около тебя соберутся, и гони их домой.

И столько мух на тех кобылиц напало, не могли они вытерпеть, выбежали на поляну. Тут Иван Крестьянский Сын их собрал и домой погнал.

— Что ты поздно так воротился? — спрашивает Яга.

— С росой-то кобылиц и кормить.

— Ну, ладно, садись ужинать да спать ложись, завтра рано разбужу.

А сама опять погнала кобылиц в стойло.

Сечет их там железными прутьями, приговаривает:

— Схоронитесь завтра так, чтобы не мог он вас найти.

— Да куда нам хорониться. В кустах не было сил утерпеть: мухи одолели.

— А завтра вы ухоронитесь на морское дно, там вас никто не найдет.

На другое утро Иван Крестьянский Сын пригнал кобылиц на луг и пасет. Попас час-другой, хлеба поел и задремал. Лег на траву и уснул крепким, непробудным сном.

А кобылицы кинулись бежать и схоронились на дне моря.

День на вечере, солнышко на закате, проснулся Иван Крестьянский Сын, оглянулся — нет нигде кобылиц. Запечалился, закручинился добрый молодец.

Вдруг откуда ни возьмись рак-царь ползет:

—- Не горюй, Иванушка, найдутся кобылицы. Ты здесь стой, и они к тебе прибегут, а ты садись на ту, которая первая прибежит, и поезжай домой, остальные сами вслед побегут.

Не успел рак-царь сказать, как из моря выскочила кобылица и бежит к Ивану Крестьянскому Сыну. Он на нее вскочил, поехал домой.

Кобылица говорит человечьим голосом:

— Слушай, добрый молодец, нас двенадцать сестриц-кобылиц, шерсть у нас у всех серебряная, грива золотая, на вид мы одна другой краше, но силы в нас никакой нету. Всю нашу силу Баба-Яга от нас берет да в нашего брата кладет. Там стоят разные жеребцы, а ты проси того, который лежит в крайней конюшне, шерсть на нем в клочьях, кожа в коросте, а ты проси себе, добивайся того коня.

Пригнал он кобылиц домой. Говорит Баба-Яга:

— Хорошо служишь, добрый молодец. Садись ужинать да ложись спать, завтра рано разбужу и работу дам.

На другой день дает ему Баба-Яга гарнец маковых зерен.

— Поди посей в огороде этот мак.

Посеял Иван Крестьянский Сын мак, а Баба-Яга приказывает:

— Теперь возьми соху, запряги кобылицу да вспаши тот огород.

Только он огород вспахал, воротился, а Баба-Яга встречает:

— Раздумала я мак сеять, поди собери все, что посеял, да так, чтобы ни одно зернышко не пропало, а то твою голову отрублю и на кол насажу.

Вышел Иван Крестьянский Сын на огород, пригорюнился:

— Эх, если )бы воробей меня не обманул да помог бы мне мое горе размыкать.

Только эти слова промолвил, как поднялся сильный шум, и воробьи летят, как темная туча надвигается.

Воробьи на огород сели, всю землю покрыли, стали маковы зерна собирать. Иван зерна принимал да в мешок ссыпал.

Не прошло и двух часов, как все до единого зернышка собрали.

Принес он мак в хату:

— Вот, изволь, Баба-Яга, твой мак, а мне коня давай.

— Ну, я хороша, а ты лучше меня,— закричала Баба-Яга,— ступай выбирай себе любую кобылицу или бери самого лучшего жеребца.

Идут они с Бабой-Ягой, а Иван Крестьянский Сын ей говорит:

— Эти кони дорогие, люди станут мне завидовать да еще и уведут, пожалуй. Ты мне отдай того жеребца, который в крайней конюшне один стоит.

— Да на что тебе тот жеребенок? Шерсть у него в клочьях, кожа в коросте, на нем только воду возить, а не тебе, добру молодцу, ездить.

— Пускай себе, я уж как-нибудь и на нем буду ездить.

Топнула ногой Баба-Яга, зубами заскрипела:

— Ну, я хороша, а ты лучше меня. Бери того жеребенка, нечего делать.

Увел он жеребенка к морю. Морской водой обмыл, гриву да хвост расчесал. И заговорил конь голосом человечьим:

— Ну, Иван Крестьянский Сын, стань прямо передо мной.

Стал он прямо перед конем, а тот дыхнул и говорит:

— Это я в тебя силу вдохнул. А теперь садись на меня и поедем куда тебе надо.

— Есть на море остров, так я хочу, чтоб ты меня на этот остров привез.

И не успел оглянуться, как оказались они на этом острове.

Пошел Иван Крестьянский Сын искать дуб. Собака от зятя Грома вслед бежит, а Сокол от Солнышка над головой летит. Нашел самый большой дуб и стал рубить. Только дуб срубил, как из дупла заяц выскочил и побежал. Собака его настигла, разорвала, а из зайца утка вылетела и поднялась выше лесу. Тут Сокол взвился к небу, упал сверху на утку и разорвал ее. Из утки выпало яйцо. Иван Крестьянский Сын подхватил, вскочил на своего коня и поехал в Кащеево царство. Встретила его Марья-краса:

— Поедем скорее, Кащея поганого дома нету.

— Ничего, теперь мы с Кащеем поборемся.

Сели они, поехали. Воротился Кащей домой:

— Эй, Марья-краса, выходи встречать.

А челядинка выскочила на крыльцо и говорит:

— Нету Марьи-красы, был муж и увез ее.

— Видно, он ожил. Ну, еще раз попадет в мои руки, так больше не оживет вовеки.

И спрашивает у своего трехногого коня:

— Догоним мы Марью-красу?

— Догнать-то догоним, да не возьмем.

— Как не возьмем, только бы догнать, а взять возьмем.

И вскочил на коня.

— Нет, не возьмешь.

— Ну, не разговаривай, а скачи, волчья сыть, травяной мешок! — рассердился Кащей.

Только они стали нагонять Ивана Крестьянского Сына с Марьей-красой, конь под ними повернул голову к Кащееву коню и сказал:

— Не подходи, братец, близко — хвостом голову отрублю.

Услышал это Кащеев конь и упал на колени передними ногами, а Иван Крестьянский Сын со своего коня соскочил, яйцо выхватил и изо всей силы об землю кинул. Яйцо разбилось, к небу взвилось высокое пламя, и раздался сильный гром. И в тот же миг разорвало поганого Кащея на семь частей. Смрад пошел тяжелый.

Иван Крестьянский Сын вскочил на трехногого Кащеева коня, и поехали они с Марьей-красой.

Воротились в свое царство, в свой дом, и стали они жить, мед-вино пить. И я там был и мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало.